Мы перезвоним в удобное Вам время!
Заявка на бесплатную консультацию специалиста
Ответы на любые вопросы по услугам
Для оформления наследства и совершения некоторых других нотариальных действий часто требуется проведение независимой оценки рыночной стоимости имущества, являющегося объектом этих нотариальных действий. К таким случаям относятся дела по оформлению наследства, залога или купли-продажи некоторых видов имущества.
Чаще всего, независимая оценка для нотариуса проводится в отношении различной недвижимости, принадлежащей физическим лицам (квартир, домов, гаражей, земельных участков), автомобилей, а также долей в ООО (обществах с ограниченной ответственностью) и акций акционерных обществ. Во всех этих случаях рыночная стоимость имущества, определенная независимым оценщиком в процессе оценки, для нотариуса будет являться законной базой расчета величины госпошлины, взимаемой за осуществление нотариальных действий в соответствие с действующим законодательством.
Оценка для нотариуса в отношении долей в ООО может проводиться не только в интересах физических лиц (оформление наследства), но и в интересах юридических лиц (залог или купля – продажа долей). Сама процедура оценки акций и долей как для физических, так и для юридических лиц одинакова.
Необходимость проведения оценки акций и других ценных бумаг для нотариуса вытекает из требований Налогового кодекса РФ (статья 333.25), где сказано, что стоимость наследуемых акций должен определить независимый оценщик. Для оформления наследства могут оцениваться не только акции акционерных обществ, но и доли в обществах с ограниченной ответственностью.
Независимая оценка стоимости акций и долей для нотариуса проводится на основании данных бухгалтерского баланса предприятия на отчетную дату, ближайшую к дате оценке. В случае оценки акций открытого акционерного общества, их бухгалтерская отчетность может быть взята оценщиком из открытых источников, но если требуется оценить акции закрытого акционерного общества, то в этом случае заказчик оценки должен сам предоставить оценщику копии бухгалтерского баланса (форма 1 и 2). Для оценки акций при оформлении наследства также потребуется выписка из реестра акционеров, выданная по состоянию на дату смерти наследодателя, которая удостоверяет, кому принадлежали акции.
Некоторые трудности в отношении документов могут возникнуть при оценке долей ООО, находящихся на упрощенной системе налогообложения и не ведущих бухгалтерскую отчетность. В этом случае, оценка для нотариуса может быть проведена на основании данных книги доходов и расходов предприятия или на основании справки о совокупных доходах и расходах за последние три года, а если общество действует менее трех лет – то за весь период деятельности. В случае оценки долей в ООО, в качестве документа, устанавливающего право собственности на оцениваемые доли, нужно предоставить копию устава общества или выписку из единого государственного реестра юридических лиц.
Методологически, оценка имущества для нотариуса мало чем отличается от оценки этого же имущества для других целей. Такая оценка должна проводиться на основании закона №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» и в строгом соответствие с федеральными стандартами оценки ФСО №1-3. Для проведения оценки сначала нужно обязательно заключить договор с оценщиком. В договоре на оценку нужно указать вид определяемой стоимости – для нотариуса всегда определяется рыночная стоимость. Результаты своей работы оценщик обязан оформить в виде письменного отчета об оценке, скрепив его своей подписью и печатью. Здесь следует особо подчеркнуть, что российским законодательством не предусмотрена какая-либо упрощенная форма отчета – форма отчета об оценке всего одна и обязательные требования к оформлению отчета содержатся в уже упомянутом законе «Об оценочной деятельности в РФ» и в федеральном стандарте оценки ФСО №3 «Требования к отчету об оценке». Этот отчет используется нотариусом для расчета величины госпошлины за совершение нотариальных действий по оформлению наследного дела и в дальнейшем хранится в архивах нотариальной конторы в соответствие с установленными нормами хранения архивных документов.
Оценка недвижимости для Сбербанка может понадобиться в нескольких ситуациях: при заключении сделки купли/продажи, при получении кредита в банке, при передаче наследства, при решении имущественных споров. Во всех случаях оценка недвижимости, главным образом, нужна для того, чтобы убедиться в реальной стоимости недвижимости (дома, квартиры, земельного участка). А заниматься проведением оценки должен только квалифицированный специалист, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности.
В современных условиях недвижимость является зачастую ключевым активом – причём, как для граждан, так и для юридических лиц. Разумеется, масштаб объектов различается, но будь то квартира или дачный участок в собственности семьи либо крупный промышленный комплекс, принадлежащий компании, оценка недвижимости становится всё более актуальной услугой.
Одной из наиболее востребованных целей оценки недвижимости на современном рынке является определение ее настоящей рыночной стоимости, т .е. за какую цену недвижимость можно реализовать на рынке в текущих условиях. Рыночная стоимость также может быть определена в отношении величины арендной платы за объект недвижимости.